4.Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и воспитательной работы 4.1.Использование ИКТ в процессе обучения предмету В последние годы Валентина Викторовна стала планово внедрять в учебный процесс компьютерные технологии. Компьютер для учителя стал не только средством пользования, но и соучителем, соавтором в реализации образовательного процесса.
ИКТ учительницей используется:
4.2.Использование проектных, исследовательских и других развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.
Валентина Викторовна, как учитель – исследователь, является инициатором, автором и соавтором многих проектов школы, печатных изданий, консультантом проектов учителей и учащихся (Прил. №7). Задача учителя – способствовать познавательной активности учащихся, сделать так, чтобы они сами учились, а не пассивно подчинялись требованиям учителя. Целью обучения является не приобретение знаний как набора фактов, а изменение личности ученика в результате самостоятельного развития. Валентина Викторовна использует различные педагогические методики и технологии, обеспечивающие значимое и мотивированное обучение, в котором ученик обретает самого себя, улучшается его самооценка, способности и здоровье (Прил. №8, 9) Приоритетным для учительницы является коллективный способ обучения (по В.Г.Дьяченко). Актуальность этой педагогической технологии заключается в том, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования:
Основные принципы:
Наиболее используемые учительницей методики КСО (по А.Г. Ривину):
Назначение этой методики – отработка практических учений и навыков на серии аналогичных заданий. Проверив друг у друга правильность решения заданий, напарники расходятся. На этом их работа в данной паре заканчивается
Взаимопроверка, например, чтения стихотворения наизусть. За время, когда при традиционном опросе учительница успевает опросить двух учеников, в условиях взаимоконтроля за то же время ответили все и получили оценки, которые выставляются в журнал. При взаимоконтроле даются критерии оценок, что помогает учащимся в правильной оценке ответа товарища.
4.3.Разработка и использование общественно-признанной авторской методики, в том числе, новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материалов 4.3.1.Технология подготовки к ЕГЭ «Диагностически-тренинговое тестирование» (Прил. №10, 11) Данная технология одобрена методическим советом школы и на форуме социальных партнеров образовательных учреждений Таттинского улуса и рекомендована на внедрение и апробацию. Для диагностически-тренингового тестирования, на наш взгляд, более подходят принципы программированного обучения: 1.Информативность. Ученику должна сообщаться необходимая информация. 2.Операционность. Должна присутствовать активная деятельность учащихся, связанная с преобразованием полученной информации. 3.Обратная связь. Должна существовать регулярная коррекция действий учащегося. 4.Дозирование учебного материала (учебная информация подается не сплошным потоком, а отдельными дозами). 5.Индивидуальный темп и управление. Технология организации работы: 1.Подготовка к процедуре тестирования. Инструктаж. Предоставляется для пользования вся необходимая литература. Учащимся раздаются опорные схемы, таблицы с примерами, бланки ответов, также тесты. Всем раздаются разные варианты. 2.Работа с тестами. Опираясь на опорные схемы, таблицы, при необходимости обращаясь к справочной литературе, словарям, определяют, какому правилу соответствует тот или иной пример, и номер примера ставят в бланке ответов в клеточку, которая соответствует номеру темы. На первом этапе работы предлагается работать парами «сильный – слабый», где сильный - консультант. Он помогает вспомнить правило, вместе прорабатывают примеры (здесь идет развитие умения выразить свою мысль). Затем пары распадаются, сильные работают самостоятельно. Слабые находят нового партнера, который тоже пока не готов работать сам, и работают сообща (объединяют усилия). Дальше эти пары тоже могут разойтись, если будут готовы работать самостоятельно. Таким образом, обеспечивается индивидуальный темп работы, позволяющий выйти каждому ученику на свой уровень развития. 3.Текущий контроль учителя. У него имеются таблицы с правильными ответами – ключи. Итог работы учащихся учитель отмечает в карте контроля. Такая система стимулирует повседневную работу учащихся, значительно повышает состязательность в учебе, исключает случайности при сдаче экзаменов. 4.Консультация. Индивидуальная помощь. После контроля при наличии неправильных ответов учитель обеспечивает соответствующей консультацией (указывает литературу). По мере надобности ученик сам тоже может обращаться к учителю за помощью. Ученик обрабатывает тест до получения правильных ответов по всем вопросам. 5.Взаимообмен тестами. При достижении положительных результатов ученик получает право работать со следующим тестом. Продолжает брать новые тесты до тех пор, пока самостоятельно, не обращаясь к вспомогательному материалу, научится «узнавать» изучаемое правило. 6.Подведение итогов. Делается диагностическая информация об уровне достижений, опираясь на данные карты контроля. 7.Рефлексия учащихся. В конце урока проводится обмен мнениями о работе и сообщения о своих конкретных достижениях. Технологическая схема диагностически-тренингового тестирования:
Практическая работа выявила следующие положительные моменты применения диагностически-тренинговой формы тестирования:
4.3.2.Технология «Проектная деятельность по краеведению» (Прил.№12)
Проблема, продиктовавшая разработку данной технологии: Несформированность чувства малой родины у жителей наслега:
Актуальность: Преемственность, сохранение традиций, ценного жизненного уклада наших предков в современной интерпретации принесет уважение к своему дому, земле, Отечеству. Учить видеть себя значимым, верить в свое предназначение, самореализовываться, беззаботно быть благодарным прошлому и уважать будущее – залог человеческой духовности. Цель: Формирование чувства любви и ответственности за свой наслег через краеведческую работу.
Исследовательская работа по краеведению, которую ряд лет ведет Валентина Викторовна, дает весомые результаты. Об этом говорят победы её учеников в улусных, республиканских НПК. На основе этих работ, находок и сбора материалов проводится воспитательная работа, оформлены стенды школы, восстановлены исторические топонимы, создается музей, написана книга о селе «Харбалах», соавтором которого является Валентина Викторовна. Эта книга поистине стала настольной книгой каждой семьи наслега. 4.3.3 Проект «Семейная лаборатория» (Валентина Викторовна - научный руководитель). Деятельность «Семейной лаборатории» направлена на создание единого образовательного пространства, в рамках которого решаются задачи образования и духовного развития детей и родителей. Выявлены семьи, желающие и готовые участвовать в проекте. Семья (школьник + родители) + учитель - это мини – семейная лаборатория. Каждая семья учит всех тому, что сама умеет, т.о. идет процесс взаимного обмена опытом, знаниями, процесс воспитания ребенка общими усилиями.. Летом работает на некоммерческой основе лагерь семей, заинтересованных в развитии своего ребенка. Отслеживание социализации учащихся-членов лаборатории показывает, что дети учатся реализовать свои интеллектуальные и личностные возможности, ориентированы на достижение успехов и жизненной цели (прил. №7). Опыт работы распространен на улусном, региональном, республиканском уровнях. |
с. Харбалах |
ShowIRc project |