1.Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года

Главный принцип – гуманистический характер урока, как важный фактор всестороннего развития личности ребенка. В центре внимания – ребенок, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий его развития, реализация его природных потенциалов, в конечном итоге, жизненный успех.

1.1.Позитивная динамика учебных достижений обучающихся

Стабильные показатели успеваемости и качества знаний учащихся достигнуты в результате применения оптимальных методов и средств обучения в соответствии с поставленными образовательными задачами.

Таблица №1. Итоги успеваемости и качества знаний за последние четыре года

Учебный год

Класс

Количество учащихся

Русский язык

Русская литература

%усп.

%кач.

%усп.

%кач.

2004-2005

12

100%

58%

100%

66%

15

100%

33%

100%

46%

11

100%

81%

100%

81%

10б

10

100%

30%

100%

60%

11а

12

100%

58%

100%

58%

2005-2006

5

12

100%

75%

100%

83%

11

100%

45%

100%

45%

10 гум.

7

100%

71%

100%

72%

11б

14

100%

71%

100%

71%

2006-2007

11

100%

90%

100%

81%

11

100%

45%

100%

45%

10 тех

6

100%

66%

100%

66%

10 соц.-гум.

3

100%

100%

100%

100%

11 гум.

2

100%

100%

100%

100%

2007-2008

11

100%

90%

100%

81%

11

100%

45%

100%

45%

11 тех

8

100%

66%

100%

66%

11 соц.-гум.

6

100%

100%

100%

100%

Диаграмма №1. Динамика успеваемости и качества знаний, обучающихся за последние три года: Процент успеваемости

Процент качества по русскому языку

Процент качества по русской литературе

Таблица №2. Итоги ЕГЭ по русскому языку за последние четыре года

Год

Фамилия, имя

Баллы

Оценка

2004-2005

Афанасьева Мила

65

4

Бекренев Юра

42

3

Былахиров Сеня

49

3

Гаврильев Витя

31

3

Кривошапкина Люба

47

3

Лотов Сергей

69

5

Оготоева Уля

55

4

Павлов Валера

51

4

Павлова Оля

73

5

Попов Айсен

51

4

Табунанова Надя

54

4

Федоров Маркел

55

4

2005-2006

Большаков Слава

68

5

Винокуров Ариан

46

3

Дайбаннырова Диана

57

4

Егасова Яна

42

3

Попова Анжелика

56

4

Сивцева Даша

67

5

Слепцова Айта

60

4

Соров Гера

57

4

Софронова Люда

57

4

Туманов Руслан

43

3

Туманова Люда

70

5

Федорова Таня

67

5

Федорова Таня

64

4

Яковлев Сеня

48

3

2006-2007

Попова Сардаана

83

5

Уваровская Тоня

79

5

2007-2008

Баишев Алеша

Бурнашев Дима

Винокуров Виссарион

Исакова Маша

Каратаева Муся

Копырин Дима

Портнягина Василена

Сорова Сардана

Спиридонов Мичил

Сыроватский Петя

Уранаев Петя

Федорова Ира

Халыева Аня

Семенова Варя

Диаграмма №2. Выполнение ЕГЭ по русскому языку выпускниками Блахировой В.В., улуса и республики:

1.2. Позитивная динамика «качества знаний» учащихся за последние три года

Диаграмма №3. Динамика качества выполнения ЕГЭ по русскому языку

выпускниками Блахировой В.В., улуса и республики:

Результаты экзаменов по русскому языку показывают, что из года в год уменьшается количество выпускников, сдающих на «удовлетворительно».

Таблица №3.Отслеживание позитивной динамики качества знаний учащихся

по русскому языку и литературе на примере одной ученицы:

Фамилия, имя

2004-2005

2005-2006

2006-2007

Дайбаннырова Сардана

5 класс

6 класс

7 класс

Учится на «удовлетворительно». Говорит тихо, неуверенно.

Учится на «хорошо». Проявляет активность в учебном процессе.

Часто получает «5». Активная. Участвовала на олимпиаде по русской литературе. Наблюдается развитие творческого мышления, гибкость рассуждения.

Количественные результаты показывают ориентацию преподавания Валентины Викторовны не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, их познавательных и созидательных способностей. Работа учительницы направлена на формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Таблица №4. Диаграмма №4.

Итоги контрольных работ по русскому языку за последние четыре года. 1.3. Увеличение количества учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровня

Таблица №5.

Год

Общее количество учащихся

Участие в школьных олимпиадах

%

Участие в муниципальных олимпиадах

%

2004-2005

60

24

40%

3

5%

2005-2006

44

20

45,4%

2

4,5%

2006-2007

35

18

51,2%

2

5,7%

2007-2008

36

18

50%

3

8,3%

Как видно из таблицы, растет количество учащихся, желающих принять участие в олимпиадах.

Факторы, сопутствующие увеличению количества учащихся, участвующих в олимпиадах:

1) Умелая организация внеурочной деятельности.

2) Эффективная работа по повышению мотивации к изучению предмета.

1.4. Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по данному предмету

В среднем звене на уроках русского языка ведутся «Уроки творчества» (сочинение рассказов, сказок, стихотворений, перевод и т.д.). В первые годы работы были заведены по классам альбомы «Лучшие работы учащихся». Впоследствии учительница пришла к осознанию ценности работы всех учащихся и завела на каждого ученика «Творческую папку». Работы всех учащихся после редактирования оформляются, вкладываются и хранятся в персональных папках. «Творческая папка» – показатель достижений каждого, итог труда. В конце учебного года выпускается сборник творческих работ учащихся:

  • «Ойунский говорит по-русски» (2004-2005) (прил. №1);
  • «Стихи сочиняю» (2005-2006) (прил. №2);
  • «Я и моя семья» (2006-2007) (приложение №3).

Таблица №6. Повышение качества творческих работ достигается путем формирования

следующих компетенций:

Ступени развития

Компетенции

I

Умение оформлять письменную речь

II

Умение сформулировать свою мысль

111

Умение анализировать, оценивать

Таблица №7. В старших классах пишут реферат по русской литературе. Качество выполняемых работ определяется умениями самостоятельной работы с первоисточниками, собственного осмысливания художественного произведения и умения планировать, оценивать ход выполнения своей работы.

Год

Количество учащихся, защитивших проект на экзамене

«5»

«4»

% качества

2004-2005

12

3

4

58%

2005-2006

14

6

4

71%

2006-2007

Сдали экзамен по литературе в форме ЕГЭ 2

100%

Как видно из таблицы, процент качества выполнения творческих работ повышается.

1.5. Рост мотивации к изучению предмета (увеличение процента учащихся в классе, испытывающих интерес к изучению данного предмета)

Исходя из реальных интеллектуальных и других возможностей каждого ученика, определяется индивидуальный путь его развития. Поэтому дети на уроках и внеклассных мероприятиях чувствуют себя уверенно, не испытывают дискомфорта. Результаты анкетирования, проведенного в целях определения отношения учащихся к предметам Валентины Викторовны, выявили высокую мотивацию учащихся:

1. Ваше отношение к предмету:

а) нравится – 84%

б) не очень – 16%

в) нет – 0%

2. Если нравится, почему:

а) развивается речь- 5%;

б) повышается грамотность – 3%;

в) хорошее знание русского языка – один из главных факторов успешности в

жизни – 82%.

Таблица №8.Увеличивается количество учащихся, испытывающих интерес к русскому языку:

Год

Проектная деятельность

Элективные курсы

Олимпиады

Кружки

ЕГЭ по русскому языку

2004-2005

5

4

24

14

100%

2005-2006

8

8

20

15

100%

2006-2007

11

11

18

17

100%

2007-2008

11

14

18

17

100%

Таблица №9. Как один из факторов успешного поступления выпускников Валентины Викторовны в различные учебные заведения можно оценить рост мотивации к изучению русского языка и литературы. За последние три года специальность учителя выбрали 3 ученицы: Павлова Оля, Попова Сардана, Уваровская Тоня:

Год

Ф.И. выпускника

Учебное заведение

2004-2005

Афанасьева Мила

Бекренев Юра

Блахиров Сеня

Кривошапкина Люба

Лотов Сергей

Павлова Оля

Попов Айсен

Табунанова Надя

Федоров Маркел

Оготоева Уля

Торгово-экономический колледж

ЯГУ, ПИ

ПЛ-18 с.Харбалах

ЯГУ, МИ

ЯГУ, БГФ

ЯГУ, ФФ, РО

Торгово-экономический колледж

ЯГСХА, ЮФ

ЯГУ, ЮФ (заочно)

ЯГУ, ПИ

2005-2006

Большаков Слава

Винокуров Ариан

Дайбаннырова Диана

Егасова Муся

Попова Анжела

Сивцева Даша

Слепцова Айта

Соров Гера

Софронова Люда

Туманов Руслан

Туманова Люда

Федорова Таня

Федорова Таня

СХТ

ЯГИТИ

АГИКИ

ЯХУ

ЯГСХА, экономический факультет

Финансовый колледж

Финансовый колледж

ЯГСХА, ЮФ

ЯГУ, БГФ

ЯГУ, ФИ

ЯГУ, ФЭИ

ЯГУ, БГФ

ЯЭПИ филиал Московского ин-та

2006-2007

Попова Сардаана

Уваровская Тоня

ЯГУ, ФФ, РО

ЯГУ, ФФ, РО

2007-2008

Баишев Алеша

Бурнашев Дима

Винокуров Виссарион

Исакова Маша

Каратаева Муся

Копырин Дима

Портнягина Василена

Сорова Сардана

Спиридонов Мичил

Сыроватский Петя

Уранаев Петя

Федорова Ира

Халыева Аня

Семенова Варя

2. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся

по учебным предметам

У Валентины Викторовны сложилась своя система работы во внеурочное время: в среднем звене работает кружок по развитию речи «Проба пера», в старших классах – «Школа исследователей». Систематическая работа способствует углублению знания, развитию творческого потенциала учащихся.

2.1. Ведение кружков, секций, факультативов

Таблица №10. Внеурочная деятельность в гуманитарном классе

Год

Класс

Вид деятельности

Тема

Цель

Компетенции

2004-2005

9

Элективный курс

Виды разбора

Повторение, систематизация

Развитие языковой и речевой компетенции

11

Консультации

Подготовка к экзаменам

Коррекция знаний о языке

Развитие языковой и речевой компетенции

2005-2006

10

Элективный курс

Анализ художественного произведения

Развитие умений грамотного анализа художественного произведения

Формирование литературовед-ческой компетенции

10

Элективный курс

Рецензия

Развитие умения грамотного анализа текста

Формирование языковой и коммуникатив. компетенции

10

Проектная деятельность

Проведение научно-исследовательской работы

Развитие умений исследователь-ской работы на русском языке

Формирование коммуникатив-ной компетенции

2006-2007

11

Консультации

Подготовка к ЕГЭ

Повторение и систематизация знаний

Развитие языковой и речевой компетенции

11

Проектная деятельность

Проведение научно-исследовательс-кой работы

Развитие умений исследователь-ской работы на русском языке

Формирование коммуникатив-ной компетенции

«Школа исследователей» в старших классах работает по следующим направлениям:

  • Консультационное направление;
  • Научно – методическое направление
  • .Психологическое направление;
  • Риторическое направление;
  • Диагностика и стимулирование деятельности.

Таблица №11. Ведение кружка «Проба пера» в среднем звене:

Год

Класс

Вид деятельности

Цель

2004-2005

5

Составление мини-рассказов, сочинение сказок, составление рассказов с картинками

Развитие творческих способностей учащихся

2005-2006

6

Сочинение стихотворений, составление рассказов по пословицам

Развитие навыков публичного выступления

2006-2007

7

Перевод стихотворений, составление статей

Развитие исследовательских способностей

2007-2008

7

Сочинение стихотворений, составление рассказов по пословицам

Развитие навыков публичного выступления

2.2. Результаты внеурочной деятельности за последние 3 года: Результаты внеурочной деятельности в среднем звене:

Результаты внеурочной деятельности в старших классах (объектом исследования может быть избрана любая область науки. Учитель главной целью ставит развитие умений исследовательской работы на русском языке):

Таблица №12. Мониторинг результата внеурочной деятельности на примере отдельных учащихся:

Ф.И.О.

Тема работы

2002-2003

2003-2004

2004, 2005

2008

Блахиров Гоша,

Татаринов Ким

Русские посло-вицы о животных

Поисково-исследова-тельская работа. Доклад

Призовые места в улусных, региональных, республи-канских НПК

Подготовка к публикации.Поступление в вуз.

Публикация сборника

( Прил. №4)

Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволило реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при реализации их жизненных целей.

2.3. Достижения учащихся, посещающих внеурочные мероприятия учителя, в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях разного уровня за последние 3 года.

В течение учебного года ведется исследовательская работа. Результатом исследовательской работы является успешное участие учащихся в научно-практических конференциях различного уровня. Достижения учащихся свидетельствуют об эффективности системы внеурочной деятельности Валентины Викторовны.

Таблица №13. Результаты проведения научно-исследовательской работы:

Год

Фамилия, имя

Название работы

Результат

2004-2005

Афанасьева Мила

Родина братьев Мординовых

Участие в 1 республиканских мординовских чтениях

2005-2006

Попова Сардаана

Олонхо - как исторический корень волшебных сказок

- 2 место в 3 улусных чтениях Амма Аччыгыйа;

- 2 место в республиканск. НПК «Дети Севера – культуре мира».

Уваровская Тоня

Роль символических жестов в выявлении особенностей менталитета саха

- 1 место в улусных чтениях Амма Аччыгыйа;

- 2 место в республиканск. НПК;

- публикация в сборнике научных докладов ЯГУ.

Кулачикова Нария

Человек-природе, природа-человеку

- 2 место в улусных чтениях Амма Аччыгыйа;

- 2 место в республиканск. НПК;

- публикация в сборнике научных докладов ЯГУ.

Винокурова Женя

Детство братьев Мординовых

- 2 место в улусных мординовских чтениях;

- 2 место в республиканск. НПК;

- региональная экологическая конференция – участие;

- публикация в сборнике научных докладов ЯГУ.

2006-2007

Попова Сардаана

Сюжетно-образные сходства олонхо и волшебных сказок на примере олонхо П.А.Ойунского «НьургунБоотурСтремительный» и поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

- 1 место в улусной НПК «Шаг в будущее»;

- региональная НПК «Шаг в будущее» – участие.

Спиридонов Мичил

«Знание генеалогической истории – один из истоков жизнеспособности народа Саха»

- 2 место в улусной НПК «Шаг в будущее»;

- V региональная экологическая конференция – I место

- региональная НПК – участие.

Кулачикова Нария

Человек – природе, природа – человеку.

- 3 место в улусной НПК «Петровские чтения»;

- региональная НПК «Шаг в будущее» – участие.

2007-2008

Кулачикова Соня

Стратегия жизненных форм Тонконога тонкого в пойме реки Амга Таттинского улуса

- республиканская НПК «Шаг в будущее» - участие

3. Позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя

Валентина Викторовна 4-й год работает помощником – наставником классного руководителя учащихся 8 класса.Всего 12 учащихся, из них 4 качественника учебы.

Позитивные результаты по выполнению функций классного руководителя достигнуты Валентиной Викторовной благодаря следующим условиям:

  • Целенаправленность работы;
  • Добровольность и заинтересованность учащихся;
  • Познавательный характер содержания работ;
  • Привлекательность форм работы.

3.1. Благоприятный психологический климат в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности)

В классе из 12 учащихся 2 ученика учатся на дому, 2 – круглые сироты, 4 – из социально неблагополучной семьи. Поэтому особое внимание уделяется созданию благоприятной среды для развития и самореализации личности детей: ведется плановая работа по формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

Социометрический анализ динамики развития психологического климата в классе с 2005 по 2007 год, проведенный психологом школы А.В. Васильевым, выявил позитивный результат:

Диаграмма №5. А. Изменение степени сплоченности в группе по взаимовыборам;

Диаграмма №6,7,8,9. Б. Выявление соотносительного авторитета – членов группы по признакам симпатии – антипатии:

Лидеры Звезды

Отвергнутые Изолированные

Диаграмма №10. В. Обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во

главе с неформальными лидерами:

3.2. Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся

Цель взаимодействия: забота о развитии ребенка.

Взаимная деятельность основывается на следующих принципах:

  • Обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
  • Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
  • Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Направления совместной деятельности классного руководителя и родителей по качественному преобразованию воспитательного процесса:

Прослеживание позитивных результатов совместной деятельности классного руководителя и родителя на примере Афанасьевой Лии, обучающейся на дому, отстающей в развитии:

6 класс-2 место в улусном конкурсе рисунков, грамота ТУО ВОИ, наслега;

7 класс-сертификат за успешное участие на улусном конкурсе,

2 место в улусном смотре рисунков;

8 класс- грамота наслега, сертификат за успешное участие на выставке.

3.3. Отсутствие правонарушений у учащихся (или положительная динамика по этому показателю)

Профилактическая работа ведется по четырем направлениям:

  • Правовое просвещение;
  • Организация занятости дополнительным образованием (музыкальная школа -9 уч., секции – 9 уч., кружки- 7 уч., кооператив 10 уч.);
  • Организация разумного досуга учащихся;
  • Оказание детям разнообразной и своевременной помощи.

В классе не было ни одного случая отклонения от норм правового поведения, нарушения Устава школы. Допускались единичные случаи опозданий на уроки, детские шалости. Каждый проступок обсуждался, выявлялись причины и принимались меры по их устранению.

3.4. Развитие самоуправления в классе

Самоуправление в классе вышло в последние годы на качественно новый уровень. Учитель при этом является консультантом. Актив класса переизбирается решением коллектива каждую четверть, таким образом, все – организаторы различных дел: эстетических, познавательных, трудовых, игровых. Как показывает опыт, развитию самоуправления способствует социально значимое общее дело, в реализации которого заинтересован весь коллектив. В этом году класс начал работу над внедрением проекта «Создание школьного музея». Автором проекта являются дети, родители, учитель. (Прил. №5)

Цель: Создание школьного музея как фактора, способствующего формированию социально ответственной личности.

Задачи:

  1. Составить план реализации проекта.
  2. Систематизировать имеющийся материал.
  3. Организовать работу по обогащению музея.
  4. Составить план работы по эксплуатацию музея в воспитательных целях.

Гипотеза:

Способствовать формированию социально ответственной личности можно через организацию школьного музея, если:

1)работа будет проводиться в сотрудничестве учащихся, учителя и социума;

2)будет организована совместная образовательная деятельность школы, музея и социума;

3)содержание работы будет направлено на развитие личности учащегося.

Ожидаемый результат:

  • формирование ценностного отношения к истории школы, наслега,
  • формирование социальной ответственности учащихся,
  • успешная социализация.

Работа по организацию музея базируется на следующих принципах:

  • Принцип добровольности и реализации интересов и потребностей учащихся и родителей.
  • Принцип развития в каждом участнике стремления к самосовершенствованию и самообразованию.
  • Принцип активной позиции участников.
  • Принцип сотрудничества участников.

3.5. Активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения

Таблица №14.

Виды деятельности

% участия

1

Краеведение:

  • Работа в музее по сбору материалов;
  • Проведение экскурсий для гостей;
  • Научно-исследовательская работа.

100%

2.

Тематические недели, вечера:

  • Организаторы;
  • участники

100%

3

Спортивные соревнования

85%

4

Культурная жизнь:

  • Участие на конкурсах, выставках

84%

5

Хозяйственная деятельность:

  • Субботники
  • Генеральная уборка школы
  • Ремонтные работы
  • Дежурство в классе

100%

Как видно из таблицы, все члены классного коллектива активно принимают участие в проводимых мероприятиях. Процент участия в спортивных соревнованиях и культурной жизни чуть ниже по причине того, что в классе есть учащиеся, освобожденные от занятий физкультурой по состоянию здоровья.

3.6. Участие учащихся в решении проблем местного социума

В последние годы в сфере воспитания наблюдаются тревожные тенденции, деструктивно влияющие на развитие ребенка. Озабоченность вызывает тот факт, что ценность «готовность участвовать в социально-экономических и культурных преобразованиях общества» не занимает у детей приоритетного места.

В данной ситуации, руководствуясь принципом «семья – это основа общества, формирующая первые ценностные установки ребенка, его первый социальный опыт, передающая традиции семьи, ее национальную, духовную, материальную культуру», работа по решению проблем местного социума ведется в сотрудничестве с родителями.

Таблица №15.

Некоторые проблемы местного социума, выявленные в итоге социологического опроса, проведенного психологом школы

Участие учащихся в решении проблем местного социума: социально значимые дела класса

  1. 1

Чувство временности места жительства

Краеведческая работа «Без памяти исторической нет традиций»:

  • Поисково-исследовательская работа по изучению прошлого места жительства;
  • Восстановление исторических топонимов;
  • Изучение истории наслега, жителей

2

Безответственное отношение к народному достоянию

  1. Исследовательская работа по изучению жизни братьев Мординовых:
  • Детство;
  • Малая родина братьев;
  • Современники Мординовых.
  1. Шефство над историческими памятниками.

3

Экологическое равнодушие

  • Изучение экологических проблем наслега;
  • Выпуск агитационных плакатов;

Субботники по очистке территории

4

Разобщенность организаций (22 организации)

  • Профориентационная работа
  • Экскурсии

Активное участие класса в социально значимых делах наслега способствует формированию социально ответственной личности, направляющей свои усилия не только на себя, но и на улучшение окружающей его жизни, на помощь другим людям.

с. Харбалах

ShowIRc project

Создать бесплатный сайт с uCoz