1.Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года Главный принцип – гуманистический характер урока, как важный фактор всестороннего развития личности ребенка. В центре внимания – ребенок, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий его развития, реализация его природных потенциалов, в конечном итоге, жизненный успех. 1.1.Позитивная динамика учебных достижений обучающихся Стабильные показатели успеваемости и качества знаний учащихся достигнуты в результате применения оптимальных методов и средств обучения в соответствии с поставленными образовательными задачами.
Таблица №1. Итоги успеваемости и качества знаний за последние четыре года
Диаграмма №1. Динамика успеваемости и качества знаний, обучающихся за последние три года: Процент успеваемости Процент качества по русскому языку Процент качества по русской литературе
Таблица №2. Итоги ЕГЭ по русскому языку за последние четыре года
Диаграмма №2. Выполнение ЕГЭ по русскому языку выпускниками Блахировой В.В., улуса и республики:
1.2. Позитивная динамика «качества знаний» учащихся за последние три года Диаграмма №3. Динамика качества выполнения ЕГЭ по русскому языку выпускниками Блахировой В.В., улуса и республики: Результаты экзаменов по русскому языку показывают, что из года в год уменьшается количество выпускников, сдающих на «удовлетворительно». Таблица №3.Отслеживание позитивной динамики качества знаний учащихся по русскому языку и литературе на примере одной ученицы:
Количественные результаты показывают ориентацию преподавания Валентины Викторовны не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, их познавательных и созидательных способностей. Работа учительницы направлена на формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Таблица №4. Диаграмма №4. Итоги контрольных работ по русскому языку за последние четыре года. 1.3. Увеличение количества учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровня Таблица №5.
Как видно из таблицы, растет количество учащихся, желающих принять участие в олимпиадах. Факторы, сопутствующие увеличению количества учащихся, участвующих в олимпиадах: 1) Умелая организация внеурочной деятельности. 2) Эффективная работа по повышению мотивации к изучению предмета. 1.4. Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по данному предмету В среднем звене на уроках русского языка ведутся «Уроки творчества» (сочинение рассказов, сказок, стихотворений, перевод и т.д.). В первые годы работы были заведены по классам альбомы «Лучшие работы учащихся». Впоследствии учительница пришла к осознанию ценности работы всех учащихся и завела на каждого ученика «Творческую папку». Работы всех учащихся после редактирования оформляются, вкладываются и хранятся в персональных папках. «Творческая папка» – показатель достижений каждого, итог труда. В конце учебного года выпускается сборник творческих работ учащихся:
Таблица №6. Повышение качества творческих работ достигается путем формирования следующих компетенций:
Таблица №7. В старших классах пишут реферат по русской литературе. Качество выполняемых работ определяется умениями самостоятельной работы с первоисточниками, собственного осмысливания художественного произведения и умения планировать, оценивать ход выполнения своей работы.
Как видно из таблицы, процент качества выполнения творческих работ повышается.
1.5. Рост мотивации к изучению предмета (увеличение процента учащихся в классе, испытывающих интерес к изучению данного предмета) Исходя из реальных интеллектуальных и других возможностей каждого ученика, определяется индивидуальный путь его развития. Поэтому дети на уроках и внеклассных мероприятиях чувствуют себя уверенно, не испытывают дискомфорта. Результаты анкетирования, проведенного в целях определения отношения учащихся к предметам Валентины Викторовны, выявили высокую мотивацию учащихся: 1. Ваше отношение к предмету: а) нравится – 84% б) не очень – 16% в) нет – 0% 2. Если нравится, почему: а) развивается речь- 5%; б) повышается грамотность – 3%; в) хорошее знание русского языка – один из главных факторов успешности в жизни – 82%. Таблица №8.Увеличивается количество учащихся, испытывающих интерес к русскому языку:
Таблица №9. Как один из факторов успешного поступления выпускников Валентины Викторовны в различные учебные заведения можно оценить рост мотивации к изучению русского языка и литературы. За последние три года специальность учителя выбрали 3 ученицы: Павлова Оля, Попова Сардана, Уваровская Тоня:
2. Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам У Валентины Викторовны сложилась своя система работы во внеурочное время: в среднем звене работает кружок по развитию речи «Проба пера», в старших классах – «Школа исследователей». Систематическая работа способствует углублению знания, развитию творческого потенциала учащихся. 2.1. Ведение кружков, секций, факультативов Таблица №10. Внеурочная деятельность в гуманитарном классе
«Школа исследователей» в старших классах работает по следующим направлениям:
Таблица №11. Ведение кружка «Проба пера» в среднем звене:
2.2. Результаты внеурочной деятельности за последние 3 года: Результаты внеурочной деятельности в среднем звене:
Результаты внеурочной деятельности в старших классах (объектом исследования может быть избрана любая область науки. Учитель главной целью ставит развитие умений исследовательской работы на русском языке):
Таблица №12. Мониторинг результата внеурочной деятельности на примере отдельных учащихся:
Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволило реализовать право на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при реализации их жизненных целей. 2.3. Достижения учащихся, посещающих внеурочные мероприятия учителя, в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях разного уровня за последние 3 года. В течение учебного года ведется исследовательская работа. Результатом исследовательской работы является успешное участие учащихся в научно-практических конференциях различного уровня. Достижения учащихся свидетельствуют об эффективности системы внеурочной деятельности Валентины Викторовны. Таблица №13. Результаты проведения научно-исследовательской работы:
3. Позитивные результаты деятельности учителя по выполнению функций классного руководителя Валентина Викторовна 4-й год работает помощником – наставником классного руководителя учащихся 8 класса.Всего 12 учащихся, из них 4 качественника учебы.
Позитивные результаты по выполнению функций классного руководителя достигнуты Валентиной Викторовной благодаря следующим условиям:
3.1. Благоприятный психологический климат в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности) В классе из 12 учащихся 2 ученика учатся на дому, 2 – круглые сироты, 4 – из социально неблагополучной семьи. Поэтому особое внимание уделяется созданию благоприятной среды для развития и самореализации личности детей: ведется плановая работа по формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе. Социометрический анализ динамики развития психологического климата в классе с 2005 по 2007 год, проведенный психологом школы А.В. Васильевым, выявил позитивный результат: Диаграмма №5. А. Изменение степени сплоченности в группе по взаимовыборам;
Диаграмма №6,7,8,9. Б. Выявление соотносительного авторитета – членов группы по признакам симпатии – антипатии: Лидеры Звезды
Отвергнутые Изолированные Диаграмма №10. В. Обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами:
3.2. Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся
Цель взаимодействия: забота о развитии ребенка. Взаимная деятельность основывается на следующих принципах:
Направления совместной деятельности классного руководителя и родителей по качественному преобразованию воспитательного процесса: Прослеживание позитивных результатов совместной деятельности классного руководителя и родителя на примере Афанасьевой Лии, обучающейся на дому, отстающей в развитии: 6 класс-2 место в улусном конкурсе рисунков, грамота ТУО ВОИ, наслега; 7 класс-сертификат за успешное участие на улусном конкурсе, 2 место в улусном смотре рисунков; 8 класс- грамота наслега, сертификат за успешное участие на выставке.
3.3. Отсутствие правонарушений у учащихся (или положительная динамика по этому показателю) Профилактическая работа ведется по четырем направлениям:
В классе не было ни одного случая отклонения от норм правового поведения, нарушения Устава школы. Допускались единичные случаи опозданий на уроки, детские шалости. Каждый проступок обсуждался, выявлялись причины и принимались меры по их устранению. 3.4. Развитие самоуправления в классе Самоуправление в классе вышло в последние годы на качественно новый уровень. Учитель при этом является консультантом. Актив класса переизбирается решением коллектива каждую четверть, таким образом, все – организаторы различных дел: эстетических, познавательных, трудовых, игровых. Как показывает опыт, развитию самоуправления способствует социально значимое общее дело, в реализации которого заинтересован весь коллектив. В этом году класс начал работу над внедрением проекта «Создание школьного музея». Автором проекта являются дети, родители, учитель. (Прил. №5) Цель: Создание школьного музея как фактора, способствующего формированию социально ответственной личности. Задачи:
Гипотеза: Способствовать формированию социально ответственной личности можно через организацию школьного музея, если: 1)работа будет проводиться в сотрудничестве учащихся, учителя и социума; 2)будет организована совместная образовательная деятельность школы, музея и социума; 3)содержание работы будет направлено на развитие личности учащегося. Ожидаемый результат:
Работа по организацию музея базируется на следующих принципах:
3.5. Активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения Таблица №14.
Как видно из таблицы, все члены классного коллектива активно принимают участие в проводимых мероприятиях. Процент участия в спортивных соревнованиях и культурной жизни чуть ниже по причине того, что в классе есть учащиеся, освобожденные от занятий физкультурой по состоянию здоровья. 3.6. Участие учащихся в решении проблем местного социума В последние годы в сфере воспитания наблюдаются тревожные тенденции, деструктивно влияющие на развитие ребенка. Озабоченность вызывает тот факт, что ценность «готовность участвовать в социально-экономических и культурных преобразованиях общества» не занимает у детей приоритетного места. В данной ситуации, руководствуясь принципом «семья – это основа общества, формирующая первые ценностные установки ребенка, его первый социальный опыт, передающая традиции семьи, ее национальную, духовную, материальную культуру», работа по решению проблем местного социума ведется в сотрудничестве с родителями. Таблица №15.
Активное участие класса в социально значимых делах наслега способствует формированию социально ответственной личности, направляющей свои усилия не только на себя, но и на улучшение окружающей его жизни, на помощь другим людям. |
с. Харбалах |
ShowIRc project |