Даклад "Из опыта работы в парах сменного состав"
В новой концепции общего среднего образования, в которой основное внимание уделяется ученику как личности, как нельзя лучше соответствует коллективный способ обучения. В этом мы убедились, занимаясь на школьном семинаре – практикуме по теме «Коллективный способ осуществления идеи педагогического сотрудничества на уроках и во внеклассных мероприятиях», также сделав попытку по применению данного метода на уроках. Привлекла новая форма обучения демократичностью, возможностью организовать сотрудничество, высокой степенью самостоятельности в работе учащихся и хорошими результатами. В парах сменного состава можно работать на всех этапах обучения: объяснения нового, повторения, обобщения, но только тех тем, которые делятся на несколько подтем таким образом, что ученику безразлично, с которой из них начинать изучение всей темы. Следует отметить, что, прежде всего, необходимо вооружить детей приемами работы в парах сменного состава. Учащиеся научились работать в постоянных парах, т.е. с соседом по парте, и выработали такие элементарные умения, как совместное чтение теоретического материала, взаимоопрос, взаимопроверка. Первостепенное значение имеет выработка навыков культуры общения. Объясню на примере изучения темы «Односоставные предложения» в 8 классе, как была организована работа в парах сменного состава по методике взаимопередачи тем. Тему разделила на 4 подтемы. 1. Назывное предложение. 2. Определенно-личное предложение. 3. Неопределенно-личное личное предложение. 4. Безличное предложение. Класс в соответствии с этим должен делиться на малые группы по 4 человека в каждой карточки дублируются столько раз, сколько малых групп получается в классе: один блок карточек необходим учителю. Каждая карточка делится на ¹ части: в левой – теоретические и практические задания, в правой – методические указания ученику, которым он должен следовать при передаче своей темы товарищу. Приведем образец блока карточек: Карточка №1. Назывное предложение.
Карточка № 2. Определенно-личные предложения.
Карточка № 3. Неопределенно-личные предложения.
Карточка № 4. Безличные предложения.
Прежде чем приступить к работе по карточкам, учащиеся получили общее представление об односоставных предложениях по опорной схеме:
Сказуемого нет и не нужно.
Подлежащего нет, но подразумевается неопределенное лицо. Подлежащего нет и не нужно.
В моем классе есть несколько слабых учащихся, не имеющих возможностей работать самостоятельно. Поэтому вначале разделила класс на 2 группы - по 8 человек или по 4пары в каждой. На две первые пары выдала карточки № 1, на две вторые - № 2, на третьи - №3, на четвертые - № 4. И на первом этапе учащиеся работают не самостоятельно, а совместно по парам. При этом могут выяснить у учителя все, что непонятно по содержанию карточки. Закончившие работу сдают тетрадь учителю на проверку, после чего сами уже консультируют других, имеющих соответствующую подтему. После того как все закончили работу, класс делится на малые группы по 4 человека. Каждый в группе имеет карточки по одной из подтем. Из вновь созданных пар один ученик (желательно более сильный) начинает рассказывать второму свой теоретический материал, помогает ему выучить и выполнить задание, опираясь на методические рекомендации в правой части карточки. Затем второй ученик помогает первому усвоить свою тему и выполнить задание. Обменявшись карточками, пара распадается, и каждый ищет в своей группе нового партнера, чтобы передать ему вновь изученную тему. Сотрудничают поочередно все четверо по схеме: 1-2, 3-4, 1-3, 2-4, 1-2, 3-4. В результате каждый учащийся в малой группе должен изучить 4 подтемы. В парах сменного состава по данной теме учащиеся работали на двух уроках. В каждой малой группе ребята выбирают диспетчера, который учитывает проделанную работу, помогают найти нужного напарника, обращается за помощью к учителю в случае недоразумений, связанных с организацией работы. При подведении итогов по группам совещаются и оценивают работу каждого. При оценке работы друг друга могут пользоваться памяткой, которая должна лежать на каждом столе:
Затем учитель дает слово диспетчерам, которые, аргументированно объясняя, извещают о выставленных группой оценках. Если кто-либо в группе получает неудовлетворенную оценку, то работа не зачитывается всей группе, пока отстающий не будет подготовлен. После изучения всеми всех подтем провела контрольный срез, т. е. выдала контрольные карточки, на них – по одному предложено для синтаксического разбора. Контрольный срез показал неплохой результат. Из 16 учащихся получили "удовлетворительно" - 3, остальные – «хорошо» и «отлично». В заключении хочется отметить, что работа в парах сменного состава понравилась всем - и детям, и учителю - во всех отношениях. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться на уроке всем учащимся: половина класса может говорить, отвечать одновременно. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим. Труд на уроке носит общественно-полезный характер: ведь каждый ответственен не только за результат собственных усилий, но и за работу товарища. Каждый на уроке имеет возможность усвоить материал. Применяя коллективный способ обучения, учитель готовит учеников к самообразованию, к самостоятельному изучению учебного материала, планированию своего труда. В такой работе снимается напряжение, исключается риск ошибок, формируются внимательность и аккуратность, развивается чувство ответственности.
Из опыта работы в парах сменного состава
Тема «Односоставные предложения» в 8 классе, работа в парах сменного состава Тему разделила на 4 подтемы. Прежде чем приступить к работе по карточкам, учащиеся получили общее представление об односоставных предложениях. 1. 1. Назывное предложение. 2. Определенно-личное предложение. 3. Неопределенно-личное личное предложение. 4. Безличное предложение. Класс в соответствии с этим должен делиться на малые группы по 4 человека в каждой карточки дублируются столько раз, сколько малых групп получается в классе: один блок карточек необходим учителю. Каждая карточка делится на 2 части: в левой – теоретические и практические задания, в правой – методические указания ученику, которым он должен следовать при передаче своей темы товарищу. Образец блока карточек: Карточка №1. Назывное предложение.
В моем классе есть несколько слабых учащихся, не имеющих возможностей работать самостоятельно. Поэтому вначале разделила класс на 2 группы - по 8 человек или по 4пары в каждой. На две первые пары выдала карточки № 1, на две вторые - № 2, на третьи - №3, на четвертые - № 4. И на первом этапе учащиеся работают не самостоятельно, а совместно по парам. При этом могут выяснить у учителя все, что непонятно по содержанию карточки. Закончившие работу сдают тетрадь учителю на проверку, после чего сами уже консультируют других, имеющих соответствующую подтему. После того как все закончили работу, класс делится на малые группы по 4 человека. Каждый в группе имеет карточки по одной из подтем. Из вновь созданных пар один ученик (желательно более сильный) начинает рассказывать второму свой теоретический материал, помогает ему выучить и выполнить задание, опираясь на методические рекомендации в правой части карточки. Затем второй ученик помогает первому усвоить свою тему и выполнить задание. Обменявшись карточками, пара распадается, и каждый ищет в своей группе нового партнера, чтобы передать ему вновь изученную тему. Сотрудничают поочередно все четверо по схеме: 1-2, 3-4, 1-3, 2-4, 1-2, 3-4. В результате каждый учащийся в малой группе должен изучить 4 подтемы. В парах сменного состава по данной теме учащиеся работали на двух уроках. В каждой малой группе ребята выбирают диспетчера, который учитывает проделанную работу, помогают найти нужного напарника, обращается за помощью к учителю в случае недоразумений, связанных с организацией работы. При подведении итогов по группам совещаются и оценивают работу каждого. При оценке работы друг друга могут пользоваться памяткой, которая должна лежать на каждом столе:
Затем учитель дает слово диспетчерам, которые, аргументированно объясняя, извещают о выставленных группой оценках. Если кто-либо в группе получает неудовлетворенную оценку, то работа не зачитывается всей группе, пока отстающий не будет подготовлен.
Использованная литература.
|
с. Харбалах |
ShowIRc project |