Даклад "Из опыта работы в парах сменного состав"

В новой концепции общего среднего образования, в которой основное внимание уделяется ученику как личности, как нельзя лучше соответствует коллективный способ обучения. В этом мы убедились, занимаясь на школьном семинаре – практикуме по теме «Коллективный способ осуществления идеи педагогического сотрудничества на уроках и во внеклассных мероприятиях», также сделав попытку по применению данного метода на уроках.

Привлекла новая форма обучения демократичностью, возможностью организовать сотрудничество, высокой степенью самостоятельности в работе учащихся и хорошими результатами.

В парах сменного состава можно работать на всех этапах обучения: объяснения нового, повторения, обобщения, но только тех тем, которые делятся на несколько подтем таким образом, что ученику безразлично, с которой из них начинать изучение всей темы. Следует отметить, что, прежде всего, необходимо вооружить детей приемами работы в парах сменного состава. Учащиеся научились работать в постоянных парах, т.е. с соседом по парте, и выработали такие элементарные умения, как совместное чтение теоретического материала, взаимоопрос, взаимопроверка. Первостепенное значение имеет выработка навыков культуры общения.

Объясню на примере изучения темы «Односоставные предложения» в 8 классе, как была организована работа в парах сменного состава по методике взаимопередачи тем. Тему разделила на 4 подтемы. 1. Назывное предложение. 2. Определенно-личное предложение. 3. Неопределенно-личное личное предложение. 4. Безличное предложение. Класс в соответствии с этим должен делиться на малые группы по 4 человека в каждой карточки дублируются столько раз, сколько малых групп получается в классе: один блок карточек необходим учителю.

Каждая карточка делится на ¹ части: в левой – теоретические и практические задания, в правой – методические указания ученику, которым он должен следовать при передаче своей темы товарищу.

Приведем образец блока карточек:

Карточка №1. Назывное предложение.

Выучи и выполни самостоятельно

Расскажи товарищу и помоги ему усвоить тему

  1. Выучи, какое предложение называется назывным, запиши примеры.

Назывное предложение – это такое предложение, которое имеет один главный член в форме подлежащего. Подлежащее обычно выражается именем существительным.

В назывном предложении сообщается о наличии какого-то предмета, явления, состояния.

Назывное предложение употребляется главным образом в художественной литературе.

Пример: Сухой овраг. Домишки. Унылая слобода и выжженная степь.

  1. Спишите. Найдите назывные предложения, подчеркните подлежащее.

Странный в сентябре лес – в нем рядом и весна, и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодная белая радуга. И грустно, и радостно.

Расскажи товарищу то, что узнал о назывных предложениях, запиши в его тетрадь примеры, объясни, как определить назывное предложение. Попроси товарища ответить на вопросы:

  1. Какие предложения называются назывными?
  2. Чем может выражаться главный член?
  3. Где обычно употребляется назывное предложение?

2. Предложи товарищу выполнить задание, помоги в случае затруднения

Карточка № 2. Определенно-личные предложения.

Выучи и выполни самостоятельно

Расскажи товарищу и помоги усвоить тему

  1. Выучи, какое предложение называется определенно-личным, запиши пример.

Определенно-личное предложение – предложение, в котором подлежащего нет, но по сказуемому ясно, что действие производится определенным лицом, так как сказуемое выражается глаголами 1-го и 2-го лица.

Определенно-личные предложения чаще встречаются в разговорной речи.

Например: К прилету пернатых друзей подготовили скворечники и кормушки.

  1. Прочитайте письмо

Н. Островского матери.

Выпишите определенно-личные предложения. Подчеркните сказуемое, укажите лицо.

Милая мама!

Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Хочу с тобой серьезно поговорить. Очень прошу тебя, моя родная, и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы. На днях вышлю телеграфом тысячу рублей. На эти деньги ты должна усилить питание всей семьи. Выполни мой наказ, мамочка!

Самое главное – береги себя. Все остальное ничто по сравнению с твоим здоровьем. Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.

Твой Коля.

  1. Расскажи об определенно-личном предложении, запиши в его тетрадь пример с объяснениями.

Попроси товарища ответить на вопросы:

а) Какие предложения называются определенно-личными?

б) Чем может выражаться главный член?

в) Где обычно употребляется определенно-личное предложение?

2. Предложи товарищу выполнить задание, помоги в случае затруднения.



Карточка № 3. Неопределенно-личные предложения.

Выучи и выполни самостоятельно.

Расскажи товарищу и помоги усвоить тему.

  1. Выучи, какое предложение называется неопределенно-личным, запиши пример.

Неопределенно-личное предложение -

это такое предложение, в котором сказуемое указывает, что действие производится какими - то неопределенными лицами. Сказуемое обычно выражается глаголами 3-го лица множественного числа.

Пример: В юности часто стремятся кому-нибудь подражать.

  1. Прочитайте текст. Выпишите неопределенно-личные предложения. Подчеркните сказуемое.

Как делают бумагу.

Спиливают обыкновенное дерево, очищают от коры, сучков. Затем мелко - мелко рубят. И варят с кислотой, очищая от ненужных примесей. При этом в раствор переходят все оставшиеся части древесины. И лишь целлюлоза остается твердой. Ее размалывают затем в жидкую кашицу. Кашицу пропускают через сетки. Она тонким, ровным слоем ложится на суконную подстилку. Затем эту массу валиком отжимают от жидкости и сушат. Бумага почти готова.

  1. Расскажи о неопределенно – личном предложении, запиши в тетрадь товарища пример и объясни.

Попроси товарища ответить на вопросы:

  1. Какие предложения называют неопределенно – личными?
  2. Чем может выражаться главный член?

  1. Предложи товарищу выполнить задание, помоги в случае затруднения.

Карточка № 4. Безличные предложения.

Выучи и выполни самостоятельно.

Расскажи товарищу и помоги усвоить тему.

  1. Выучи, какое предложение называется безличным, запиши примеры.

Безличным называется предложение с одним главным членом в форме сказуемого, при котором нет и не может быть подлежащего.

Сказуемое может быть выражено:

  1. Безличными глаголами:

Меня лихорадит.

  1. Личными глаголами в безличном значении:

Здесь пахнет керосином.

  1. Неопределенной формой глагола:

Защитить человечество от угрозы атомной войны!

  1. Отрицательным словом нет:

Нет даже ветерка.

  1. Глаголами с частицей не для выражения отрицания:

В хорошую погоду ребятам не сидится дома.

  1. Словом можно, нужно, надо, жаль, нельзя, пора в соединении с неопределенной формой глагола:

Колхозникам пора приступать к уборке урожая.

  1. Наречиями на – с глагольными связками Быть, Бывать, Становиться или без них:

После дождя было прохладно.

  1. Спишите. Найдите безличные предложения. Объясните способы выражения сказуемого.

3. Что должен знать пешеход.

Нарушение правил уличного движения опасно для жизни. Надо хорошо знать правила перехода улиц и дорог. Вот некоторые из них:

  1. Нужно ходить только по тротуару.
  2. Следует переходить улицу на перекрестке спокойно.
  3. Нельзя играть на проезжей части улицы.
  4. При переходе улицы необходимо сначала посмотреть на светофор. Если горит красный свет, то нельзя переходить. Переход разрешается только при зеленом свете.
  5. Если идет автомобиль или мотоцикл, то нужно его пропускать.

1. Расскажи товарищу о безличных предложениях, запиши в его тетрадь примеры.

Попроси товарища ответить на вопросы:

а) Какие предложения называется безличным?

б) Чем может быть выражен главный член?

  1. Предложи товарищу выполнить задание, помоги в случае затруднения.

Прежде чем приступить к работе по карточкам, учащиеся получили общее представление об односоставных предложениях по опорной схеме:

Односоставные предложения


С составом подлежащего


С составом сказуемого




Безличное


Назывное

Сказуемого нет и не нужно.


Подлежащего нет, но подра­зумевается определенное лицо.


Подлежащего нет, но подра­зумевается неопределен­ное лицо.


Подлежащего нет и не нужно.

В моем классе есть несколько слабых учащихся, не имеющих воз­можностей работать самостоятельно.

Поэтому вначале разделила класс на 2 группы - по 8 человек или по 4пары в каждой. На две первые пары выдала карточки № 1, на две вторые - № 2, на третьи - №3, на четвертые - № 4. И на первом этапе учащиеся работают не самостоятельно, а сов­местно по парам. При этом могут выяснить у учителя все, что не­понятно по содержанию карточки.

Закончившие работу сдают тетрадь учителю на проверку, после чего сами уже консультируют других, имеющих соответствующую подтему.

После того как все закончили работу, класс делится на малые группы по 4 человека. Каждый в группе имеет карточки по одной из подтем.

Из вновь созданных пар один ученик (желательно более сильный) начинает рассказывать второму свой теоретический материал, помогает ему выучить и выполнить задание, опираясь на методические рекомендации в правой части карточки.

Затем второй ученик помогает первому усвоить свою тему и выполнить задание.

Обменявшись карточками, пара распадается, и каждый ищет в своей группе нового партнера, чтобы передать ему вновь изученную тему. Сотрудничают поочередно все четверо по схеме: 1-2, 3-4, 1-3, 2-4, 1-2, 3-4. В результате каждый учащийся в малой группе должен изучить 4 подтемы.

В парах сменного состава по данной теме учащиеся работали на двух уроках. В каждой малой группе ребята выбирают диспетчера, который учитывает проделанную работу, помогают найти нужного напарника, обращается за помощью к учителю в случае недоразумений, связанных с организацией работы.

При подведении итогов по группам совещаются и оценивают работу каждого. При оценке работы друг друга могут пользоваться памяткой, которая должна лежать на каждом столе:

  1. Знает материал, не знает, непрочно знает.
  2. Ответ полный, неполный (дополнить).
  3. Работал самостоятельно, с помощью.
  4. Допустил ошибки (какие и сколько).
  5. Умеет применять знания на практике, не умеет, затрудняется (в чем?).
  6. Язык, речь (языковое оформление ответа).

Затем учитель дает слово диспетчерам, которые, аргументированно объясняя, извещают о выставленных группой оценках. Если кто-либо в группе получает неудовлетворенную оценку, то работа не зачитывается всей группе, пока отстающий не будет подготовлен.

После изучения всеми всех подтем провела контрольный срез, т. е. выдала контрольные карточки, на них – по одному предложено для синтаксического разбора.

Контрольный срез показал неплохой результат. Из 16 учащихся получили "удовлетворительно" - 3, остальные – «хорошо» и «отлично».

В заключении хочется отметить, что работа в парах сменного сос­тава понравилась всем - и детям, и учителю - во всех отношениях.

Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться на уроке всем учащимся: половина класса может говорить, отвечать одновременно.

Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения ста­новится ведущим.

Труд на уроке носит общественно-полезный характер: ведь каждый ответственен не только за результат собственных усилий, но и за работу товарища.

Каждый на уроке имеет возможность усвоить материал. Применяя коллективный способ обучения, учитель готовит учеников к самообразованию, к самостоятельному изучению учебного материала, планированию своего труда.

В такой работе снимается напряжение, исключается риск ошибок, формируются внимательность и аккуратность, развивается чувство от­ветственности.

Из опыта работы в парах сменного состава

Тема «Односоставные предложения» в 8 классе,

работа в парах сменного состава

Тему разделила на 4 подтемы.

Прежде чем приступить к работе по карточкам, учащиеся получили общее представление об односоставных предложениях. 1. 1. Назывное предложение. 2. Определенно-личное предложение. 3. Неопределенно-личное личное предложение. 4. Безличное предложение. Класс в соответствии с этим должен делиться на малые группы по 4 человека в каждой карточки дублируются столько раз, сколько малых групп получается в классе: один блок карточек необходим учителю.

Каждая карточка делится на 2 части: в левой – теоретические и практические задания, в правой – методические указания ученику, которым он должен следовать при передаче своей темы товарищу.

Образец блока карточек:

Карточка №1. Назывное предложение.

Выучи и выполни самостоятельно

Расскажи товарищу и помоги ему усвоить тему

  1. Выучи, какое предложение называется назывным, запиши примеры.

Назывное предложение – это такое предложение, которое имеет один главный член в форме подлежащего. Подлежащее обычно выражается именем существительным.

В назывном предложении сообщается о наличии какого-то предмета, явления, состояния.

Назывное предложение употребляется главным образом в художественной литературе.

Пример: Сухой овраг. Домишки. Унылая слобода и выжженная степь.

  1. Спишите. Найдите назывные предложения, подчеркните подлежащее.

Странный в сентябре лес – в нем рядом и весна, и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодная белая радуга. И грустно, и радостно.

Расскажи товарищу то, что узнал о назывных предложениях, запиши в его тетрадь примеры, объясни, как определить назывное предложение. Попроси товарища ответить на вопросы:

  1. Какие предложения называются назывными?
  2. Чем может выражаться главный член?
  3. Где обычно употребляется назывное предложение?

2. Предложи товарищу выполнить задание, помоги в случае затруднения

В моем классе есть несколько слабых учащихся, не имеющих воз­можностей работать самостоятельно.

Поэтому вначале разделила класс на 2 группы - по 8 человек или по 4пары в каждой. На две первые пары выдала карточки № 1, на две вторые - № 2, на третьи - №3, на четвертые - № 4. И на первом этапе учащиеся работают не самостоятельно, а сов­местно по парам. При этом могут выяснить у учителя все, что не­понятно по содержанию карточки.

Закончившие работу сдают тетрадь учителю на проверку, после чего сами уже консультируют других, имеющих соответствующую подтему.

После того как все закончили работу, класс делится на малые группы по 4 человека. Каждый в группе имеет карточки по одной из подтем.

Из вновь созданных пар один ученик (желательно более сильный) начинает рассказывать второму свой теоретический материал, помогает ему выучить и выполнить задание, опираясь на методические рекомендации в правой части карточки.

Затем второй ученик помогает первому усвоить свою тему и выполнить задание.

Обменявшись карточками, пара распадается, и каждый ищет в своей группе нового партнера, чтобы передать ему вновь изученную тему. Сотрудничают поочередно все четверо по схеме: 1-2, 3-4, 1-3, 2-4, 1-2, 3-4. В результате каждый учащийся в малой группе должен изучить 4 подтемы.

В парах сменного состава по данной теме учащиеся работали на двух уроках. В каждой малой группе ребята выбирают диспетчера, который учитывает проделанную работу, помогают найти нужного напарника, обращается за помощью к учителю в случае недоразумений, связанных с организацией работы.

При подведении итогов по группам совещаются и оценивают работу каждого. При оценке работы друг друга могут пользоваться памяткой, которая должна лежать на каждом столе:

  1. Знает материал, не знает, непрочно знает.
  2. Ответ полный, неполный (дополнить).
  3. Работал самостоятельно, с помощью.
  4. Допустил ошибки (какие и сколько).
  5. Умеет применять знания на практике, не умеет, затрудняется (в чем?).
  6. Язык, речь (языковое оформление ответа).

Затем учитель дает слово диспетчерам, которые, аргументированно объясняя, извещают о выставленных группой оценках. Если кто-либо в группе получает неудовлетворенную оценку, то работа не зачитывается всей группе, пока отстающий не будет подготовлен.

Использованная литература.

  1. Ващенко А. А. Из опыта работы в парах сменного состава. РЯШ, 1990, №2, с. 27.
  2. Смирнова О. А. Изучение темы «Мягкий знак на конце и в середине числительных», РЯШ, 1989, №3, с. 36.
  3. Шульженко Г. И. Изучение темы «Члены предложения» в 4 классе в парах сменного состава, РЯШ, 1989, №5, с. 13.

с. Харбалах

ShowIRc project

Создать бесплатный сайт с uCoz